processmindcommunity@gmail.com

КИНОКЛУБ


СООБЩЕСТВА ШКОЛЫ

КИНОТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Кинотерапия, или использование кино в качестве терапевтического инструмента, имеет уже более чем столетнюю историю. С самого начала кинематограф и психоанализ развивались параллельно, предлагая новые способы понимания человеческой психики и бессознательных процессов.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ РАЗВИТИЯ КИНО И ПСИХОАНАЛИЗА
• 28 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов состоялся первый публичный кинопоказ.
• В том же 1895 году Зигмунд Фрейд опубликовал работу «Об истерии», а в 1896 году впервые употребил термин «психоанализ» в статье о неврозах.
• В. Мазин, психоаналитик и исследователь кино, в монографии «Сновидения кино и психоанализа» размышляет о совпадении этих дат как знаковом этапе психотехнологического развития человечества.

КИНО И ПСИХОАНАЛИЗ: ИССЛЕДОВАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Фрейд и его последователи рассматривали человеческую душу, населенную призраками, фантазиями и снами. Киноиндустрия, изначально ориентированная на коммерцию и развлечение, быстро взяла на вооружение методы воздействия через образ, цвет, звук и монтаж, стремясь удержать зрительское внимание. Для психотерапии же ключевой задачей оставалось помочь человеку справляться с жизненными трудностями посредством структурированного диалога и осознанного исследования внутреннего мира.

КИНО КАК ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ
В 1897 году Фрейд впервые заявил, что рассказы пациентов могут быть плодом фантазии, но эмоционально они равнозначны реальным событиям. Это изменение парадигмы позволило психоанализу исследовать сны, грёзы и фантазии как объекты терапии. Кино, имитируя погружение в сновидение (тусклый свет, большой экран, звук и образ), стирает границы между реальностью и внутренним миром зрителя, продолжая «сновидить» даже после сеанса просмотра.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТЕРАПИИ
• 1930 – в США доктор Лотар Франкель начинает применять кино в работе с пациентами, добиваясь успеха в лечении психических расстройств.
• 1939 – Илья Эренбург прогнозирует массовое «производство» снов для широкой аудитории.
• 1972 – Антонио Менегетти публикует книгу «Кино, театр, бессознательное. Синемалогия», описывая озвучивание переживаний после просмотра.
• Конец XX века – Гарри Соломон («доктор Кино»), Берни Вуддер, автор кинойоги Тев Спаркс и российский методолог Сергей Красин развивают групповые и индивидуальные методы фильмотерапии на базе кинофрагментов.

ПРОЦЕСС-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КИНОКЛУБ
Основу методики составляет идея Арнольда и Эми Минделл о «Сновидении», которое присутствует всегда и побуждает нас замечать едва уловимые внутренние побуждения. Просмотр фильма становится дополнительным каналом доступа фасилитатору и участникам к разворачивающимся процессам намеренного поля.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСМОТРА И ОБСУЖДЕНИЯ
Просмотр фильма в киноклубе строится по трём этапам:
  • ДО сеанса: знакомство с правилами безопасности, выявление ожиданий и личного опыта участников, краткая история создания фильма.
  • ВО ВРЕМЯ сеанса: погружение в фильм как в групповой и индивидуальный «сон наяву», наблюдение за возникающими чувствами и телесными реакциями.
  • ПОСЛЕ сеанса: коллективное обсуждение, выявление первичных и вторичных процессов, контейнирование трудных чувств, обозначение ролей-призраков и развитие метанавыков по методике глубинной демократии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
• Фильм «Лёгкое поведение»: участница, негативно настроенная к героине-американке, смогла через проживание её роли увидеть её страх утраты привычного мира и тем самым снизить напряжение в поле.
• «Антихрист» Л. фон Триера: зритель столкнулся с детской травмой, телесные проявления которой смягчились через интеграцию образа танцующей африканки, символизирующей внутреннюю силу.
• Упражнение «Тенденции к движению»: в начале обсуждения фиксируем еле заметные телесные импульсы, в конце разворачиваем их в образ и осознаём глубокое послание, появившееся в результате просмотра и разговора.


Использование кино в психологическом киноклубе предлагает широкий спектр инструментов для фасилитатора и участников: от работы с полярностями и внутренними конфликтами до исследования краевых состояний и метафорического прочтения сценариев собственной жизни. Кинотерапия не только вдохновляет и информирует, но и становится источником глубоких инсайтов и трансформации.

ФИЛЬМ ДЛЯ ПРОСМОТРА 28 ИЮЛЯ
НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА БУДЕТ ОБЪЯВЛЕНО В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ
ВАЖНО!
  • ближайшие встречи Киноклуба проводятся только для членов сообщества школы "Процессуальный Ум"
  • просим участников встречи посмотреть фильм заранее в комфортных для себя условиях
Бэлла Мадзаева
Кино-клуб проводит Бэлла Мадзаева - процессуально-ориентированный психолог, психоаналитический терапевт, студент второй фазы дипломной программы ISPWR.

Образование: Исторический факультет СОГУ, Факультет психологии СОГУ (специалитет). Изучала психоанализ в ВЕИП (Санкт-Петербург), прикладные психоаналитические технологии в политике, бизнесе и консультировании в ВАППи ЕШМиФ (сертификат).

Сертифицированный специалист по процессуальной психологии. Руководитель и создатель центра глубинной психологии «Эго-Мир» во Владикавказе. Опыт работы — 23 года.

ОПЛАТА УЧАСТИЯ

ВНИМАНИЕ! Оплата принимается до 27 июля.

В день проведения Киноклуба оплата приниматься не будет и доступ к участию будет закрыт.


Пожалуйста, оплачивайте ваше участие заранее.

Появились вопросы или хотите лично связаться
с командой школы?
Екатерина Поплавская
Администратор