ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ РАЗВИТИЯ КИНО И ПСИХОАНАЛИЗА• 28 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов состоялся первый публичный кинопоказ.
• В том же 1895 году Зигмунд Фрейд опубликовал работу «Об истерии», а в 1896 году впервые употребил термин «психоанализ» в статье о неврозах.
• В. Мазин, психоаналитик и исследователь кино, в монографии «Сновидения кино и психоанализа» размышляет о совпадении этих дат как знаковом этапе психотехнологического развития человечества.
КИНО И ПСИХОАНАЛИЗ: ИССЛЕДОВАНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГОФрейд и его последователи рассматривали человеческую душу, населенную призраками, фантазиями и снами. Киноиндустрия, изначально ориентированная на коммерцию и развлечение, быстро взяла на вооружение методы воздействия через образ, цвет, звук и монтаж, стремясь удержать зрительское внимание. Для психотерапии же ключевой задачей оставалось помочь человеку справляться с жизненными трудностями посредством структурированного диалога и осознанного исследования внутреннего мира.
КИНО КАК ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТВ 1897 году Фрейд впервые заявил, что рассказы пациентов могут быть плодом фантазии, но эмоционально они равнозначны реальным событиям. Это изменение парадигмы позволило психоанализу исследовать сны, грёзы и фантазии как объекты терапии. Кино, имитируя погружение в сновидение (тусклый свет, большой экран, звук и образ), стирает границы между реальностью и внутренним миром зрителя, продолжая «сновидить» даже после сеанса просмотра.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТЕРАПИИ• 1930 – в США доктор Лотар Франкель начинает применять кино в работе с пациентами, добиваясь успеха в лечении психических расстройств.
• 1939 – Илья Эренбург прогнозирует массовое «производство» снов для широкой аудитории.
• 1972 – Антонио Менегетти публикует книгу «Кино, театр, бессознательное. Синемалогия», описывая озвучивание переживаний после просмотра.
• Конец XX века – Гарри Соломон («доктор Кино»), Берни Вуддер, автор кинойоги Тев Спаркс и российский методолог Сергей Красин развивают групповые и индивидуальные методы фильмотерапии на базе кинофрагментов.
ПРОЦЕСС-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КИНОКЛУБОснову методики составляет идея Арнольда и Эми Минделл о «Сновидении», которое присутствует всегда и побуждает нас замечать едва уловимые внутренние побуждения. Просмотр фильма становится дополнительным каналом доступа фасилитатору и участникам к разворачивающимся процессам намеренного поля.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСМОТРА И ОБСУЖДЕНИЯПросмотр фильма в киноклубе строится по трём этапам:
- ДО сеанса: знакомство с правилами безопасности, выявление ожиданий и личного опыта участников, краткая история создания фильма.
- ВО ВРЕМЯ сеанса: погружение в фильм как в групповой и индивидуальный «сон наяву», наблюдение за возникающими чувствами и телесными реакциями.
- ПОСЛЕ сеанса: коллективное обсуждение, выявление первичных и вторичных процессов, контейнирование трудных чувств, обозначение ролей-призраков и развитие метанавыков по методике глубинной демократии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ И УПРАЖНЕНИЯ• Фильм «Лёгкое поведение»: участница, негативно настроенная к героине-американке, смогла через проживание её роли увидеть её страх утраты привычного мира и тем самым снизить напряжение в поле.
• «Антихрист» Л. фон Триера: зритель столкнулся с детской травмой, телесные проявления которой смягчились через интеграцию образа танцующей африканки, символизирующей внутреннюю силу.
• Упражнение «Тенденции к движению»: в начале обсуждения фиксируем еле заметные телесные импульсы, в конце разворачиваем их в образ и осознаём глубокое послание, появившееся в результате просмотра и разговора.
Использование кино в психологическом киноклубе предлагает широкий спектр инструментов для фасилитатора и участников: от работы с полярностями и внутренними конфликтами до исследования краевых состояний и метафорического прочтения сценариев собственной жизни. Кинотерапия не только вдохновляет и информирует, но и становится источником глубоких инсайтов и трансформации.